Много опытов проделали с детьми ученики Павлова, чтобы понять, как развивается вторая сигнальная система человека. Школьника усаживали в кресло и клали кисть его правой руки на резиновую грушу. Груша соединена проводом с приборчиком. Если нажать на грушу, нажим руки записывается на специальной ленте в виде кривой. По этой кривой можно судить о силе и быстроте движения при нажиме — кривая то выше, то ниже. Школьник сидел. Затем перед его глазами вспыхивала зеленая лампочка. В этот момент ему говорили: «Нажми!» Он нажимал на грушу. Такие приказания повторяли. И при этом каждый раз зажигали зеленую лампочку. После того как несколько раз появление света совпадало со словом «нажми», ребенок нажимал на грушу уже только в ответ на зеленый свет. Рука лежала спокойно, когда света не зажигали. Так образовалась условная связь. Но однажды вместо зеленого света просто сказали: «Зеленый свет», и рука ребенка точно сделала свою работу, как и в ответ на появление зеленой лампочки, — нажала на грушу. В следующий раз не зажгли света и ничего не сказали, а перед глазами ребенка появилась табличка с надписью: «Зеленый свет». И в ответ ребенок нажал на грушу. Условный рефлекс, выработанный в опытах на зеленый свет, сразу появился на слова, сказанные и написанные, которые заменили реальный свет. Условный рефлекс на слова не пришлось специально вырабатывать, как это делали со светом. Связь между зеленым светом и словами «зеленый свет» образовалась раньше. До опытов ребенок много раз видел свет, много раз видел зеленое, и эти зрительные восприятия каждый раз связывались со словесным их обозначением. Так опытами доказали, что у человека работа второй сигнальной системы мозга тесно связана с работой первой сигнальной системы. Через первую сигнальную систему идут наглядные сигналы. Человек видит дом, сад, машину. Эти образы предметов. Человек может мысленно представить их, может отобразить на рисунке. А разве можно увидеть или представить себе, скажем, скорость света или торможение в мозгу? Доказано наукой, что и то и другое существует. Но это не познается образами. О скорости света, о торможении можно говорить, думать, писать, то есть передавать словами. А нарисовать можно только в схемах, кривых, условных знаках, формулах. Обычно человек пользуется и образами и словами. У детей и образы и слова вызывают точные ответы. Но некоторые дети легче отвечают на слова, чем на образы: у них преобладает вторая сигнальная система. Большинство же детей правильнее отвечает на зрительные сигналы: у них преобладает первая сигнальная система. Рейтинг онлайн казино с бездепозитными бонусами - актуальная информация про онлайн казино, где можно получить бездепозитный бонус за регистрацию.